сергей кудрявцев
НАШИ В МОСКВЕ
В читальном зале городской библиотеки можно найти уникальное издание, раскрывающее настоящую роль белорусов в формировании внешнего облика российской столицы.
Изданный в серии "Энциклопедия раритетов", богато иллюстрированный тяжелый фолиант под названием "Белорусы Москвы. XVII век" представляет собой богатейшую коллекцию произведений, созданных четыреста лет назад белорусскими керамистами, резчиками, золотых и серебряных дел мастерами, оружейниками, которые оказались в то время в столице русского государства.
Эту книгу-альбом, которая исследует неизвестные страницы общего
культурного наследия двух народов, заведущая отделом информации Елена Морозова открыла для себя, подбирая, по ее словам, литературу для экспозиции, посвященной Дню единения России и Беларуси.
Оказывается работа в Москве для белорусов была популярной вакансией уже в XVII веке, задолго до современного гастарбайтерства.
Оформление форзаца книги
в виде плана Москвы XVII в.
Однако, в отличие от нынешних наших соотечественников, отправляющихся в Нерезиновую на заработки, тогдашние белорусы составляли большую часть
культурной и технической элиты Москвы и оставили после себя заметный след: на фасадах храмов, в собрании Оружейной палаты. Недавно отстроенный царский дворец в Коломенском, Новодевичий монастырь - это тоже в основе своей творения белорусских мастеров.

В результате войны 1654-1667 гг. в Россию были вывезены "полоняниками" и выехали "хотейниками" несколько сот ремесленников разных специальностей из Могилевщины, Витебщины, Полотчины.
кстати
В России белорусские ремесленники попали в привилегированный слой царских мастеров, связанных с Оружейной палатой, Золотой и Серебряной палатами Кремля. Все, что могли создавать столяры и резчики, золотых дел мастера, оружейники, гончары, делалось, в основном, по заказам царского и патриаршего дворов.
Изделия белорусских ремесленников выделяются на фасадах церквей
XVII века - это не только резные иконостасы с богатым орнаментом
в виде гроздьев винограда, но и узорчатые керамические вставки на
фасадах, выложенные глазурованной плиткой под куполами фигуры
апостолов.

Например, из книги можно узнать о том, что лучшие белорусские мастера оказались в коломенском Царском дворце во всеоружии
с многочисленными разнообразными инструментами, приемами
невиданной раннее в России техники высокой горельефной и
прорезной резьбы, а также новыми мотивами орнаментации
западноевропейского барокко — обычным арсеналом тогдашних
европейских мастеров.
Благодаря "белорусской рези", произросшей из белорусских корней на русской почве, искусство России последней четверти XVII века не только встало на один
уровень с европейским, но и выработало оригинальный и
художественно совершенный вариант общеевропейского стиля.


кстати
За полвека до Петра Великого из России было прорублено окно в Европу - через Беларусь. Традиции западной науки и техники, изобразительного искусства и книгоиздательского дела принесли в Московский Кремль мастера из Шклова, Могилева, Мстиславля, Витебска, Копыси, Орши, Полоцка.
Впечатляет список консультантов, задействованных при выпуске альбома, — от Департамента по архивам Министерства Юстиции Беларуси до НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.


Если дома белорусы выполняли заказы монастырей и церквей, то в условиях московской культуры они оказались новаторами и носителями ранее не знакомых здесь умений и знаний, своеобразными "ренесансными" мастерами. Они утверждали новые стилистические формы в московском искусстве
Удивительным образом белорусские мастера оказались репрезентантами европейской культуры, новых форм и нового понимания пространства, нового ощущения времени в искусстве.

Сохранился автограф резчика по дереву Давыдки Павлова: роспись за гонорар исполнена белорусско-русским языком, но латинскими буквами. Это говорит о том, что спустя многие годы прибывшие в Россию ремесленники сохраняли свои национальные привычки.

В целом, из приведенного в книге исследования становится вполне очевидным, что вторая половина XVII века стала новационным характером времени , совпавшего с переселением белорусов в пределы московского государства. Иными словами, произошло уникальное событие для культуры "Белой Роси" - она получила признание в России. Укоренились новые формы искусства, знакомство с западноевропейской художественной практикой.
Книга для тех, кто интересуется историей культуры и искусства XVII века, ищет и исследует неизвестные страницы белорусского культурного наследия.
А найти ее можно, всего лишь заглянув в городскую библиотеку.
Горки. Библиотека. Буквозавр.
Made on
Tilda